Бюджетный учет

Повышенный тариф – не санкция за опоздание с подтверждением вида деятельности в ФСС России!

AndreyPopov / Depositphotos.com

15 апреля истекает установленный срок для подачи в территориальный орган ФСС России документов, подтверждающих основной вид деятельности организации. Для чего это нужно? Как известно, размер взносов по страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний зависит от страхового тарифа. А страховой тариф – от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности организации-страхователя. И этот вид деятельности нужно ежегодно подтверждать, в противном случае ФСС России самостоятельно установит тариф «на травматизм» исходя из указанного в ЕГРЮЛ кода ОКВЭД, относящегося к наиболее высокому классу риска.

Нарушение срока подачи документов с подтверждением основного вида деятельности и, как следствие, установление повышенного тарифа – частая причина споров между страхователями и ФСС России, разбираться в которых приходится судам. Мы неоднократно касались этой темы в новостной ленте – буквально в начале марта мы рассказывали о таком судебном разбирательстве.

Два новых дела рассмотрели суды апелляционной и кассационной инстанций в разных регионах страны. В обоих случаях организации вовремя не подали в ФСС России подтверждающие документы. Фонд, ориентируясь на данные ЕГРЮЛ, установил повышенный тариф и пересматривать свое решение после поступления «опоздавших» документов ФСС России не стал.

Однако страхователи продолжали платить взносы по привычному тарифу, поскольку фактически основным видом их деятельности был совсем не тот, что определил Фонд. По итогам проверки расчета 4-ФСС России проверяющие оштрафовали страхователей за неполную уплату взносов и те обратились в суд.

Судьи на разных уровнях судебной системы признали штраф неправомерным (Постановление АС Центрального округа от 9 февраля 2021 г. № Ф10-5805/20). В своих решениях они указали:

  • действительно, страхователь представил документы, подтверждающие основной вид деятельности, с нарушением срока. Но несмотря на это, ФСС России должен был учесть эти документы и пересмотреть размер страхового тарифа;
  • налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Эту норму Налогового кодекса следует учитывать в том числе при толковании законодательства об обязательном социальном страховании. Виды деятельности, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с теми, что реально осуществляет организация, экономического основания не имеют;
  • законодательство позволяет ФСС России при отсутствия поданных сведений установить страхователю повышенный тариф взносов. Однако реализация данного права не может обращаться в санкцию за нарушение сроков представления документов.

В итоге в обоих случаях решения были вынесены в пользу страхователей, ведь, с точки зрения суда, доначисление Фондом взносов по повышенному тарифу, рассчитанному исходя из вида деятельности, который организации фактически не осуществляли, является безосновательным.

Источник

Кнопка «Наверх»
Закрыть
Закрыть